История колледжа

Одно из старейших учебных заведений области, Халтуринский сельскохозяйственный техникум, а сегодня Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж, ведет свою историю с 1922 года. 

В 2019 году Орлово-Вятскому сельскохозяйственному колледжу исполнится 97 лет.

Колледж создан в 1922 г. в г. Вятке как Вятский сельскохозяйственный техникум, а в 1935 г. переведен в г. Халтурин и стал именоваться Халтуринским гидромелиоративным техникумом, впоследствии Халтуринским сельскохозяйственным. Нынешнее название носит с 1992 г.

 

Любопытна история колледжа.

1872 год

Первая попытка Вятского крестьянского земства открыть специальное учебное заведение для нужд обширного Вятского края почти с трехмиллионным чисто земледельческим населением и высоко развитыми кустарными и заводскими промыслами была сделана еще в 1872 г. Тогда земство на свои средства открыло в Вятке Училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей для сельских школ. Его учебный корпус располагался по нынешней ул. Дрелевского, 67. Но Училище просуществовало 9 лет и было закрыто царским правительством за явно революционное направление. В нем учился и Степан Халтурин.

1901 год

И только спустя 20 лет земству после многих мытарств и ходатайств удалось открыть в 1901 году Вятское Среднее Сельскохозяйственно-техническое Училище.

Оно было вторым (после Красноуфимского Промышленного училища) в России и первым на Вятской земле профессиональным учебным  заведением специального сельскохозяйственно-промышленного характера.

Все здания постройки училища были возведены на участке земли, уступленном Вятским Городским Общественным Управлением, находящемся на открытом, самом высоком месте г. Вятки, отделенном от городских построек широкой бывшей Гласпеной улицей и окруженном полями и огородами.

Собственное здание (ныне дом 38 по ул. Урицкого, в котором размещен факультет механизации) строилось с 1902 по 1904 г.

1904 год

С возведением своих собственных здании и переходом в них из наемного помещении в 1904 г, новое учебное заведение встало на прочные рельсы и смело двинулось в путь, выполняя свою заранее предназначенную культурно-просветительную миссию - бороться с нуждой, темнотой и рутиной крестьянского населения обширного Вятского края, вносить туда свет и знание, улучшать допотопные способы ведения сельского хозяйства и, если возможно, поднять его до той высоты, какой оно достигло на западе. Здесь особенно должно быть отмечено значение того факта, что организатором учебного заведения стал такой энергичным, талантливый и умелый человек, как первый директор училища Виктор Иванович Рыков - впоследствии управляющий отделом промышленных училищ и профессор Ленинградского сельско-хозяйственного института (бывших Стебутовских курсов). Он умел объединить около себя все лучшие силы г. Вятки и под его руководством училище прожило первое свое пятилетие. Дальнейшему своему развитию училище обязано второму директору - Сергею Николаевичу Косареву, обладающему инициативой и обширными знаниями особенно местной жизни, основателю одной из первой в России Вятской опытной станции. В бурные годы  преобразования училища в Народно-Хозяйственный Техникум, Практический Институт и современный Техникум в управление им вступил в качестве председателя правления, ректора и заведующего Илья Петрович Лашкевич, общественному темпераменту которого техникум обязан не только сохранением от разрухи, но и созданием в нем духа, соответствующего новым условиям жизни.

1919 год

Вятское Среднее  Сельскохозяйственно-техническое Училище осенью 1919 г. было реформировано в Вятский Областной Народнохозяйственный Техникум (ВОНХТ).

За 18 лет существования училище выполнило свою культурно-историческую миссию, для которой и было вызвано к жизни. Оно крепко связалось прочными нитями с сельским хозяйством, кустарными промыслами и другими сторонами развивающегося земледельческого и промышленного Вятского края, дало ему и государству до 500 серьезных высоко квалифицированных культурных работников. Они в качестве агрономов, кустарных техников, специалистов по разным отраслям сельского хозяйства, преподавателей сельскохозяйственных школ, землеустроителей, техников по различным отраслям и промышленности, статистов и т.д. рассеялись по Вятскому краю и всей России.

Но после Октябрьской революции педсовет Училища приступил к обсуждению и разработке вопроса о новом типе Училища и преобразовании его применительно к новым условиям жизни. Состоялись многочисленные собрания педсовета с приглашением представителей различных  учреждений, хозяйственных организаций, работало несколько комиссий. Шли заседания по этому вопросу коллегии открывшегося тогда Губернского Отдела Народного Образования и Губернского Исполнительского Комитета.

Был составлен проект реформирования училища в ВОНXT. Проект был рассмотрен и утвержден Наркомпросом. Но новому положению, сельско-хозяйственный Техникум учреждается в Вятке, как рассадник и проводник повышенного типа профессионально-технических знаний и умений. Техникум состоял из четырех отделений: сельскохозяйственного (агрономы), ветеринарно-зоотехнического (зоотехники и ветеринарные работники), лесного (лесоустроители и специалисты по лесной технологии), кустарно-технического (кустарные и дорожно-строительные техники). Ветеринарно-зоотехническое отделение образовалось в результате слиянии с ВОНXТ бывшей Вятской ветеринарно-фельдшерской школы (с 1918 г. Ветеринарно-Зоотехнического училища), существовавшей уже более 15 лет в г. Вятке.

Народно-Хозяйственный Техникум просуществовал только два учебных года - 1919-20 и 1920-21. Педсовет поднял вопрос о преобразовании техникума в высшее учебное заведение - Вятский Народнохозяйственный Практический Институт (ВНХПИ). Но мнению педсовета, “преобразование техникума в ВТУЗ является единственной возможностью сохранении, пополнения и наиболее продуктивного использования всей ценной учебной обстановки и личного состава Техникума, как единственного профессионального учебного заведении в обширной Вятско-Двинской области, наиболее приспособленного для этой цели”. В лице института "целая область, наиболее земледельческая в Европейской части СССР, с наметившейся переорганизацией крестьянского хозяйства, переходящего к продуктивно-скотоводческому направлению, обладающая мощными лесными массивами, совершенно пока не использованными, характеризующаяся, кроме того, чрезвычайным развитием кустарных промыслов, получила бы учебное заведение для подготовки высоко квалифицированных специалистов по всем главнейшим отраслям промышленности и развивающегося народного хозяйства". Юридически и фактически это преобразование имело место осенью 1921 года.

Практические Институты пользовались всеми правами вузов.

Вятский техникум  находился сравнительно в лучшем положении, благодаря поддержке из местных средств и сохранившейся базе техникума.

При ВНХПИ сохранялся Народно-хозяйственный Техникум. Но затем был произведен ускоренный выпуск 5-й группы сельскохозяйственного отделения Техникума. Часть слушателей сельскохозяйственного, лесного и ветеринарно-зоотехнического отделении были зачислены на курсы Практического Института и другие вузы. Большая часть слушателей ветеринарно-зоотехнического отделения влилась во вновь открытый в Вятке Ветеринарный Техникум, а также и Вечерний рабочий Техникум.

Оставалось одно кустарно-техническое отделение с двумя специальностями: химико-технической и дорожно-строительной, включавшей гидротехническое дело.

Весь 1921-22 учебный год презудиум отделения Техникума вел работу по приобретению самостоятельного статуса. И коллегия Губоно принимает постановление от 22 июля 1922 г., № 38: "1. Вятский сельскохозяйственный техникум, существующий в тесной связи с практическим институтом, выделить в самостоятельную единицу, закрыв дорожно-строительное отделение и реорганизовав курсы луговодов в мелиоративный техникум ".

Таким образом, дорожно-строительная специальность Народно-Хозяйственного Техникума при Практическом Институте и областные курсы луговодов были реорганизованы в Вятский областной мелиоративный техникум, размещенный в зданиях бывшего земского, а с 1880 г. - реального училища (ул. Дрелевская, 67, где сейчас находятся ПТУ № 8 и учебный корпус № 2 медицинского колледжа).  Первым заведующим ВОМТ был избран тайным голосованием Смыслов  Петр Викторович (заседание педсовета от 4 октября 1922 г.), (Госархив Кировской области, ф. 1154,он. 1,ед.хр.6О).

В 30-е годы ВОМТ назывался также Вятским мелиоративно-землеустроительным, мелиоративно-геотопографическим, с 1934 г - Кировским гидромелиоративным техникумом.

11 декабря 1934 г. поступило распоряжение от председателя Киевского горсовета Кочетова о переброске техникума г. Нолинск, но вопрос о его размещении был положительно решен с руководителями Халтуринского района. Директор Кировского, затем Халтуринского гидромелиоративного техникума А.А. Ишутинов в приказе № 87 от 11 марта 1935 г. провозгласил: "С 6-го сего марта техникум считать переведенным из г. Кирова в г. Халтурин".

Практический Институт просуществовал только два учебных года -1921-22 и 1.922-23 и представлял нечто среднее между нормальной средней и высшей школой. Слушатели именовались студентами.  Учебные планы приравнивались к вузовским.

В Наркомпросе появляется мнение о непригодности профессиональных учебных заведений типа Практических Институтов и возможности преобразования их в нормальные вузы или обычные Средние Техникумы.

ВНХПИ в апреле 1923  был первоначально включен в список областных с.-х. вузов, но в мае исключен из списка Практических Институтов. Следовательно, он свертывался в типовой Техникум.

После многочисленных обсуждений в вышестоящих органах, 29 августа 1923 г. СПНС РСФСР вынес окончательное постановление, которым определялось юридическое право Вятского Сельско-Хозяйственного Техникума на новое положение в качестве Техникума повышенного уровня. "Вятский Сельскохозяйственный  Практический  Институт реорганизовать в Техникум с повышенной программой, как предназначенный к планомерному преобразованию в высшее сельскохозяйственное учебное заведение".

Это постановление СНК и позволило Вятскому Сельскохозяйственному Техникуму повышенного типа, носящего имя Алексея Ивановича Рыкова, председателя Совета Народных Комиссаров СССР, сохранить индивидуальные особенности, но техникум потерял политехнический характер, так как был оставлен в составе лишь одного отделения -сельскохозяйственного.

Техникум в 1926-27 учебном году переходит на 4-ый курс, получает возможность дальнейшего расширения своего учебного плана и углубления в проработке учебного материала, пополнения учебного оборудования, совершенствования методической работы, улучшения бытовой обстановки учащихся. Все это, вместе взятое, значительно повысило  продуктивность работы Техникума сравнительно с годами его работы в типе Практического Института.

1991 год

 

Сегодня

Нынешний колледж разительно отличается от своего "прародителя".

Сегодня в колледже по очной и заочной формам обучаются более 300 человек по 6 специальностям: «Землеустройство», «Экономика и бухгалтерский учет», «Организация обслуживания в общественном питании», «Право и организация социального обеспечения», «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», «Программирование в компьютерных системах».

В колледже работает творческий высокопрофессиональный коллектив, более 60% преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, постоянно проходят курсы повышения квалификации, в том числе курсы по информационным технологиям, студенты и педагоги участвуют в различных конкурсах, демонстрируя свои профессиональные навыки.

Тысячи выпускников колледжа — зем­леустроители, бухгалтеры, юристы, программисты, товароведы, менеджеры — трудятся не толь­ко в разных уголках России, но и в респуб­ликах ближнего и дальнего зарубежья. Наши выпускники успешно работают в государственных структурах, большом и малом бизнесе. Диплом "Орлово-Вятского сельскохозяйственного колледжа» - хорошая характеристика для устройства на интересную, престижную работу, возможность продолжения образования на высшей его ступени. Колледж выпускает специалистов с качественной, и разносторонней подготовкой, особенно в области практических навыков.

Учебный процесс осуществляет коллектив из 21 преподавателя. Для учебно-методического обеспечения образовательного процесса в колледже имеется 65 учебных кабинетов и лабораторий, 6 компьютерных классов с доступом в Интернет, библиотека с читальным залом на 60 мест и помещением для электронной библиотеки, актовый зал и столовая.

Большое внимание уделяется физическому воспитанию студентов. Оборудованы спортивный, тренажерный залы, элетронный и стрелковый тир. Проживают студенты в благоустроенном общежитии.

Жизнь студентов колледжа богата яркими событиями. Не умолкает она и по сей день …

 

Вы здесь: Главная О нас История колледжа